Рухани жаңғыру

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ «ТУҒАН ЖЕР»

Глава государства Н.Назарбаев в статье «Взгляд в будущее модернизация общественного сознания» подчеркнул, что одним из главных условий модернизации общественного сознания является сохранение собственного национального культурно-генетического кода, фундаментальная основа которого — патриотизм.

Соединяясь с ценностями и нравственными ориентирами, патриотизм приобретает национальную идею. В этой  связи патриотизм рассматривается как часть национальной стратегии государства, и одна из его основ закладывается в любви к своей малой родине, родной земле – Туған жер.

Главной целью Программы «Туған жер» является воспитание у казахстанцев чувства истинного патриотизма, который выражается в любви, гордости и преданности своему аулу, городу, краю, его истории, культуре, традициям и быту, нравственном долге перед Родиной.

Программа «Туған жер» (далее – Программа) состоит из четырех Подпрограмм, каждая из которых направлена на достижение указанной цели:

  • «Тәрбие және білім» – воспитание всесторонне и гармонично развитой личности в духе казахстанского патриотизма;

  • «Атамекен» – укрепление у казахстанцев гражданской активности и чувства ответственности за судьбу малой родины;

  • «Рухани Қазына» – возрождение интереса и уважения к традициям, истории и культуре родного края;

  • «Ақпарат толқыны» – информирование населения о ходе реализации Программы, создание информационной инфраструктуры для участия граждан в общественном мониторинге реализуемых проектов.

Реализация проектов Программы началась с момента опубликования статьи и в среднесрочном периоде будут достигнуты первые результаты. В целом Программа планируется в несколько этапов. На первом этапе (2017-2022 гг.) Программы разрабатываются и внедряются необходимая нормативно-правовая база, общественные институты, системы мониторинга, а также оценки достигнутых результатов и эффективности принимаемых мер. На последующих этапах (2023-2032 гг.)  будет обеспечено достижение целевых индикаторов и показателей результатов.

ПОДПРОГРАММА «ТӘРБИЕ ЖӘНЕ БІЛІМ»

Развитие политической, социальной и экономической сфер жизни сопровождается опережающим преобразованием общественного сознания.

Преобразование общественного сознания требует реализации проектов, позволяющих ответить на глобальные вызовы без утраты традиций и обычаев народа Казахстана.

Одно из главных условий – сохранение своей культуры и собственного национального культурно-генетического кода. Национальный код народа формируется, через особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям.

Патриотизм начинается именно с любви к своей земле, малой родине. От малой родины начинается любовь к большой родине – своей родной стране.

Цель подпрограммы:

Конкурентоспособная, прагматичная, сильная, ответственная, творческая Личность Единой нации, фундаментом успеха будущего которой является культ знаний.

Развитие национальной системы воспитания и обучения путём консолидации усилий организаций образования, семьи и других институтов.

Целевые индикаторы:

доля обучающихся, ознакомленных с историей родного края на примере культурно-исторических памятников и культурно-исторических личностей местного масштаба;

– доля обучающихся, охваченных краеведческой деятельностью;

– доля обучающихся, удовлетворённой качеством жизни — системой образования, социальным статусом, реализацией в профессии;

– доля детей и молодежи, имеющих высокий уровень патриотизма.

Базовые проекты:

Для достижения конечных результатов Подпрограммы будут реализованы следующие Базовые проекты:

  • «Өлкетану»;

  • «Отаным – тағдырым»;

  • «Саналы Азамат».

 Базовый проект «Өлкетану».

Краеведческое образование способствует духовно-ценностной и практической ориентации обучающихся и реализуется через учебные предметы, дисциплины, также различные внеурочные факультативные занятия и кружковую работу.

Основные задачи Базового проекта:

  • создание условий для краеведческого образования в организациях образования;

  • повышение качества содержания краеведческого образования и проводимых краеведческих мероприятий;

  • использование профориентационных возможностей краеведческой работы с обучающимися.

Показатели результатов:

  • количество организаций общего среднего, технического и профессионального образования, организующих уроки краеведения по предметам «История», «География» и «Литература» на базе музеев, организаций культуры и других исторических объектов (за пределами колледжа);

  • количество обучающихся, участвующих в реализации различных краеведческих проектов.

 Базовый проект «Отаным – тағдырым».

Базовый проект «Отаным – тағдырым» способствует развитию у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально значимых качеств и умений к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Основные задачи Базового проекта:

  • усиление роли воспитания, обеспечение непрерывности и преемственности воспитания и обучения на всех уровнях системы образования;

  • формирование позитивных моделей поведения и образа героя современности среди молодежи;

  • популяризация государственных символов страны, государственной службы, государственных праздников.

Показатели результатов:

  • количество мероприятий патриотического направления;

  • количество детей и молодежи, охваченных в мероприятиях патриотического направления;

  • количество видеоматериалов по патриотическому воспитанию;

  • количество обучающихся, охваченных в Параде детских и молодежных оркестров и ансамблей.

  1. 3. Базовый проект «Саналы Азамат».

Базовый проект «Саналы Азамат» направлен на профориентационную поддержку, выработку у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии с их возможностями, способностями и с учетом требований и перспектив развития рынка труда.

Основные задачи Базового проекта:

  • оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора будущей профессии;

  • создание условий для профессионального самоопределения с учетом требований рынка труда;

  • информирование о востребованности профессий и специальностей на рынке труда и возможностях получения профессионального образования;

  • определение профессиональной пригодности обучающихся по выбранной ими профессии.

Показатели результатов:

  • количество школьников, охваченных мероприятиями по профориентации;

  • количество интегрированных занятий, проведенных на базе внешкольных организаций, организаций ТиПО и вузов, организаций культуры и спорта, промышленных, сельско-хозяйственных и других предприятий;

  • количество обучающихся, охваченных дополнительным образованием в системах образования, культуры и спорта;

  • количество разработанных видеоматериалов по организации профориентационной деятельности среди школьников.